Кафедра вокального искусства и дирижирования

eye

Контакты подразделения

Заведующий кафедрой

Чергеев Асан Айдерович


 

Магистерская программа

Направление подготовки 53.04.04 Дирижирование. Профиль: Дирижирование академическим хором.

Квалификация: Магистр

Форма обучения очная                                                               

Срок обучения 2 года

Цель основной образовательной программы магистратуры – методическое обеспечение реализации ФГОС ВО по данному направлению подготовки и на этой основе развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному направлению подготовки.

Область профессиональной деятельности выпускников программ магистратуры включает:

  • дирижирование и руководство академическим хором;
  • средства массовой информации, авторы-создатели произведений музыкального искусства, творческие коллективы, исполнители, произведения музыкального искусства и культуры, учреждения культуры, обучающиеся высших учебных заведений, профессиональные ассоциации.

Объектами профессиональной деятельности выпускников программ магистратуры являются:

культурно-эстетическая и музыкально-просветительская среда, исторические процессы в развитии музыкальной культуры и искусства, произведения музыкального искусства; музыкальное исполнительство, творческие коллективы и исполнители; учреждения культуры (филармонии, концертные залы), профессиональные ассоциации; слушательская и зрительская аудитории; педагогические системы в области музыкального искусства, музыкально-педагогический и учебно-воспитательный процессы.

Виды профессиональной деятельности выпускника.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ магистратуры:

  • музыкально-исполнительская;
  • педагогическая;
  • научно-методическая;
  • научно-исследовательская;
  • музыкально-просветительская;
  • организационно-управленческая и менеджерская.

Задачи профессиональной деятельности выпускника.

Выпускник программ магистратуры в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры, готов решать следующие профессиональные задачи:

в области музыкально-исполнительской деятельности:

участие в художественно-культурной жизни общества путем представления результатов своей деятельности общественности, а именно: дирижирование академическим хором или оркестрами согласно профилю подготовки (оперным, симфоническим, народным, духовым), овладение навыками репетиционной работы с творческими коллективами; практическое освоение репертуара творческих коллективов; выстраивание драматургии концертной программы;

в области педагогической деятельности:

преподавание в общеобразовательных организациях, образовательных организациях высшего образования образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей; планирование учебного процесса, изучение образовательного потенциала обучающихся, уровня их художественно-эстетического и творческого развития, выполнение методической работы, осуществление профессионального и личностного роста обучающихся, осуществление контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов педагогического процесса;

в области научно-методической деятельности:

разработка образовательных программ, инновационных методик и дисциплин, учебно-методических комплексов, создание условий для внедрения инновационных методик и дисциплин в педагогический процесс; изучение ресурсов образовательных систем и проектирование программ развития образовательных систем в области музыкального искусства и педагогики;

в области научно-исследовательской деятельности:

самостоятельное определение исследовательской проблемы в области музыкального искусства (искусства дирижирования), культуры, педагогики и выполнение научных исследований путем использования основных приемов нахождения и научной обработки данных; оценки научно-практической значимости проведенного исследования, результатов исследования в своей профессиональной деятельности;

в области музыкально-просветительской деятельности:

осуществление постоянной связи со средствами массовой информации с целью пропаганды достижений музыкального искусства и культуры (радио, телевидение, интернет, периодические издания); участие в проведении пресс-конференций, участие в формировании репертуара творческих коллективов и в организациях музыкально-исполнительских искусств; осуществление консультаций при подготовке творческих проектов в области музыкального искусства и культуры;

в области организационно-управленческой и менеджерской деятельности:

осуществление функций руководителя творческого коллектива, структурных подразделений в государственных и муниципальных органах управления культурой, в организациях сферы культуры и искусства (театры, филармонии, концертные организации), в творческих союзах и обществах; работа с авторами (композиторами, аранжировщикам, инсценировщиками, либреттистами, поэтами); организация творческих проектов (концертов, фестивалей, конкурсов, мастер-классов, юбилейных мероприятий).

Бакалаврская программа:

Направление подготовки 53.03.05 Дирижирование. Профиль: Дирижирование академическим хором.

Квалификация: Артист хора. Дирижер хора. Хормейстер. Преподаватель.

Форма обучения очная/заочная                                                               

Срок обучения 4/5 лет

Цель основной образовательной программы бакалавриата–методическое обеспечение реализации ФГОС ВО по данному направлению подготовки и на этой основе развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному направлению подготовки.

Область профессиональной деятельности выпускника.

Областью профессиональной деятельности выпускников программы бакалавриата в соответствии с профилем подготовки являются: музыкальное исполнительство в качестве: дирижера профессионального (академического), самодеятельного/любительского хора; руководителя различных творческих коллективов, в том числе вокального ансамбля; хормейстера хора, артиста хора или ансамбля, солиста хора; музыкальная педагогика (преподавание в образовательных учреждениях среднего специального образования, общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей (детских школах искусств, детских музыкальных школах)).

Объекты профессиональной деятельности выпускника.

Объектами профессиональной деятельности выпускников программы бакалавриата в соответствии с профилем подготовки являются: культурно-эстетическая среда; произведения музыкального искусства; авторы произведений музыкального искусства; творческие коллективы и исполнители; учреждения культуры (филармонии, концертные залы, дома культуры), профессиональные ассоциации, средства массовой информации; слушательская и зрительская аудитории; образовательные учреждения Российской Федерации, в том числе дополнительного образования детей, реализующие образовательные программы в области музыкального искусства, различные категории обучающихся по программам в области музыкального искусства в образовательных учреждениях Российской Федерации, учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей (детских школах искусств, детских музыкальных школах).

Виды профессиональной деятельности выпускника.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата:

  • художественно-творческая и культурно-просветительская;
  • педагогическая;
  • организационно-управленческая.

Задачи профессиональной деятельности выпускника.

Выпускник программы бакалавриата в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована его образовательная программа, готов решать следующие профессиональные задачи:

художественно-творческая и культурно-просветительская деятельность:

участие в культурной жизни общества путем представления результатов своей деятельности общественности, а именно: выступление в составе академического хора в качестве артиста или солиста хора; практическое освоение репертуара творческих коллективов, в том числе и репертуара оперно-симфонического оркестра, а также участие в формировании репертуара; овладение навыками репетиционной работы с творческими коллективами, дирижирование хорами, оркестрами, ансамблями; осуществление связи со средствами массовой информации, образовательными учреждениями Российской Федерации и учреждениями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами, клубами, дворцами и домами культуры и народного творчества), различными слоями населения с целью пропаганды достижений музыкального искусства и культуры, осуществление консультаций при подготовке творческих проектов в области музыкального искусства и культуры;

педагогическая деятельность:

преподавание в образовательных учреждениях Российской Федерации; планирование учебного процесса, развитие у обучающихся творческих способностей, изучение образовательного потенциала обучающихся, уровня их художественно-эстетического и творческого развития; выполнение методической работы, осуществление контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов педагогического процесса; осуществление профессионального и личностного роста; применение при реализации учебного процесса лучших образцов исторически сложившихся педагогических методик, а также разработка новых педагогических технологий;

организационно-управленческая деятельность:

руководство творческими коллективами (профессиональными, самодеятельными/любительскими хорами, певческими коллективами, оперно-симфоническим, народным и духовым оркестрами), организация репетиционной работы оперно-симфонического оркестра; работа в государственных и муниципальных органах управления культурой, в организациях сферы культуры и искусства (театрах, филармониях, концертных организациях, агентствах, дворцах и домах культуры и народного творчества), в творческих союзах и обществах; работа с авторами (композиторами, поэтами, аранжировщиками); участие в работе по организации творческих проектов (концертов, фестивалей, конкурсов, мастер-классов, юбилейных мероприятий).

 

Направление подготовки 53.03.03 Вокальное искусство.

Профиль: Академическое пение.

Квалификация: Преподаватель (Академическое пение).

Форма обучения очная/заочная                                                               

Срок обучения 4/5 лет

Направление профессиональной деятельности

Область профессиональной деятельности выпускника .

  • музыкальное исполнительство (исполнение сольных, ансамблевых и хоровых вокальных партий в музыкальном театре, на концертных площадках, исполнение сольных вокальных программ, ансамблевая и хоровая вокальная деятельность, иллюстрация вокальной музыки, студийная запись исполнительской работы);
  • музыкальная педагогика (преподавание в образовательных учреждениях Российской Федерации, учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, детских школах искусств по видам искусств, детских музыкальных школах);
  • руководство творческими коллективами, административная работа в учреждениях дополнительного образования детей, детских школах искусств, детских музыкальных школах, образовательных учреждениях Российской Федерации и в государственных (муниципальных) органах управления культуры;
    • просветительство в области музыкального искусства и культуры.
    • музыкальное произведение, голосовой аппарат певца, слушательская и зрительская аудитории театров, концертных залов, потребители продукции звукозаписывающих фирм;
    • различные категории обучающихся образовательных учреждений Российской Федерации, учреждений дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей;
    • образовательные учреждения Российской Федерации, реализующие образовательные программы в области музыкального искусства;
    • авторы произведений музыкального искусства, творческие коллективы, исполнители, музыкальные театры, концертные организации, ансамблевые и хоровые коллективы, звукозаписывающие студии, средства массовой информации; центры и дома народного художественного творчества, другие учреждения культуры.
      • музыкально-исполнительская;
      • педагогическая;
      • организационно-управленческая;
      • музыкально-просветительская.
      • удовлетворение потребностей общества и государства в фундаментально образованных и гармонически развитых специалистах, владеющих современными технологиями в области профессиональной деятельности и соответствующих требованиям профессиональных стандартов в соответствующих областях деятельности;

 Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

  • музыкальное произведение, голосовой аппарат певца, слушательская и зрительская аудитории театров, концертных залов, потребители продукции звукозаписывающих фирм;
  • различные категории обучающихся образовательных учреждений Российской Федерации, учреждений дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей;
  • образовательные учреждения Российской Федерации, реализующие образовательные программы в области музыкального искусства;
  • авторы произведений музыкального искусства, творческие коллективы, исполнители, музыкальные театры, концертные организации, ансамблевые и хоровые коллективы, звукозаписывающие студии, средства массовой информации; центры и дома народного художественного творчества, другие учреждения культуры.

Виды профессиональной деятельности выпускника включают:

  • музыкально-исполнительская;
    • педагогическая;
    • организационно-управленческая;
    • музыкально-просветительская.

Крымский инженерно-педагогический университет — это современный вуз, который внес и вносит огромный вклад в кадровое и культурное обеспечение крымского региона. На сегодняшний день кафедрой вокального искусства и дирижирования ежегодно подготавливаются специалисты широкого профиля, среди которых видные деятели искусства, ведущие артисты театров, различных творческих коллективов, учителей музыки. Они работают в известных в Крыму и России учреждениях культуры и искусства. Практически все выпускники устраиваются на работу по специальности сразу после окончания вуза.В Крымском инженерно-педагогическом университете кафедра «народно художественного творчества» образовалась по инициативе ректора Февзи Якубовича Якубова в 1997 году.

Первым заведующим был назначен композитор Эдем Усеинович Налбандов. С ним рядом были доценты В. И. Загурский, К. П. Староскольцев, С. В. Фёдоров, преподаватели Л.Р. Асанов, М.А. Идрисова, О.В.Решетникова, Э.Д.Эгизова, З.А.Мамутова, Р.З.Комурджи, Э.Э.Налбандова и др. Большую роль в становлении и развитии кафедры музыкального воспитания сыграл второй заведующий профессор Джавид Абдураимович Кудусов, который сформировал высокопрофессиональный коллектив единомышленников.
Два выдающихся и всемирно известных дирижера-хоровика создали мощный педагогический коллектив из высоко квалифицированных преподавателей, окончивших консерватории в разных регионах страны.

Сегодня в университете две кафедры музыкального искусства, которые за двадцать лет сделали не мало для толерантного взаимодействия и взаимообогащения культур разных этносов и воспитания музыкантов – педагогов и исполнителей.

Кафедра входит в состав факультета истории, искусств крымскотатарского языка и литературы, которая выпускает бакалавров по направлению подготовки 53.03.03 «Вокальное искусство», 53.03.05 «Дирижирование» и магистров по направлению подготовки 53.04.04 «Дирижирование».

Стратегической задачей профессорско-преподавательского состава кафедры является исследование проблемы национального воспитания в контексте возрождения музыкальной культуры крымскотатарского народа. В основу коллективного исследования положена идея приобретения будущими специалистами социокультурного опыта, унаследование духовного национального достояния крымскотатарского народа в полиэтнической культурной среде, достижение высокой музыкальной культуры в профессиональном становлении музыканта, педагога, руководителя художественно-творческого коллектива, воспитателя.

На кафедре работают студенческие хоровые коллективы: смешанный хор дневного отделения (руководитель Сеитмеметова Э.А.), женский хор дневного отделения (руководитель Усманова С.А.), смешаный хор заочного отделения (руководитель Чергеев А.А.), женский хор заочного отделения (руководитель Алиева З.А.).

В репертуар хоров входит мировая классика, сцены из опер, кантаты, оратории, обработки народных песен, хоры без сопровождения зарубежных, отечественных и современных композиторов, а также переложения для хора.

Ведущие студенты кафедры занимаются хоровой аранжировкой и наряду с преподавателями делают обработки песен.

В университете действуют «творческие коллективы, являющиеся лауреатами международных и республиканских конкурсов: смешанный хор (руководитель Э.А. Сейтмеметова), вокальный ансамбль «Тань йлдызы» - (руководитель Э.А. Сейтмеметова), народный хореографический ансамбль «Учан-су», вокальный ансамбль «Джан»  (руководитель З.С.Кенжикаева), вокальный ансамбль «Ильхам!» (руководитель А.А.Чергеев), вокальный ансамбль «Экзальте» (руководитель Э.Ф. Мухтерем). Эти коллективы представляли Республику Крым в Украине, России, Болгарии, Турции, Румынии, Польше, Франции, Австрии, Объединенных Арабских Эмиратах»

Выпускники кафедры работают сегодня учителями музыки общеобразовательных школ, музыкальными руководителями детских садов, солистами-исполнителями и участниками творческих коллективов, преподавателями детских музыкальных школ, средних и высших учебных заведений Крыма. Сотни выпускников КИПУ, играют существеннейшую роль в музыкальной жизни современного Крыма и далеко за пределами полуострова.

Большое внимание на кафедре уделяется научно-исследовательской работе студентов как основному источнику формирования профессиональных компетенций продвинутого и высокого уровня. Результаты научных исследований студентов находят свое отражение в курсовых, дипломных, индивидуальных работах, научных статьях и проектах. Издаются сборники тезисов докладов студенческих конференций «Практика ключ к профессии», «Bonum Inizium» ,публикуются статьи в журналах «Ученые записки КИПУ», «Культура народов Причерноморья» и др. Ежегодно студенты активно участвуют в республиканских, всероссийских, международных, вузовских и межвузовских научных конкурсах различного уровня, представляя свои научные и творческие работы, занимая ежегодно призовые места и получая стипендии.

За высокие результаты в научной работе и отличную успеваемость в весеннем семестре 2016-2017 учебного года были назначены стипендии Республики Крым имени И. Гаспринского следующим студентам университета:

• Мухтаримовой Мавиле Серверовне, студентке 4-го курса факультета истории, искусств, крымскотатарского языка и литературы.

Образовательная деятельность.

Основные направления совершенствования образовательной деятельности:

- лицензирование новых образовательных программ «Педагогическое образование», «Музыкальное образование», «Фольклорное направление подготовки», «Эстрадное направление подготовки»;

- работа по повышению качества набора абитуриентов;

- работа по подбору и повышению квалификации кадров;

- оптимизация образовательного процесса;

-повышение качества учебно-методических материалов, внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс;

- модернизация систем ресурсного обеспечения и автоматизация системы управления образовательной деятельностью;

 - модернизация учебно-воспитательного процесса;

- развитие учебно-методического потенциала кафедры за счет расширения спектра методического обеспечения учебной, воспитательной, вокально-хоровой  деятельности;

- внедрения информационных технологий в практику планирования и организации учебного процесса;

- ориентирование научно-исследовательской деятельности кафедры на разработку инновационных педагогических технологий, включающих в себя наиболее доступные, и результативные практики в области вокально-хорового искусства, всестороннего развития и совершенствования личности;

-работа с работодателями и потребителями образовательной продукции;

 -обеспечение эффективной деятельности системы трудоустройства будущих выпускников;

 -создание творческих учебных коллективов;

-совершенствование процедуры итоговой аттестации выпускников с привлечением независимых экспертов из числа профессионального сообщества;

- создание условий для предоставления возможностей получения инклюзивного образования.

Научно-исследовательская деятельность.

Научно-исследовательская деятельность, ее приоритеты и направления обусловлены художественным профилем кафедры, определяются единой образовательной стратегией, качеством кадрового потенциала. Количество остепененных штатных преподавателей и сотрудников в настоящее время составляет 60%. Наиболее одаренные и талантливые выпускники направляются для обучения в магистратуру и аспирантуру в ведущие научно- исследовательские и творческо-исполнительские центры. Научно-исследовательская работа реализуется в двух тесно связанных друг с другом направлениях. Во-первых, кафедра активно участвует в реализации программы изучения фольклорного наследия народов населяющих Крым. Во-вторых, профессорско-преподавательским составом реализуются  комплексная научно-исследовательская тема, тесно связанная с направлением работы кафедры.

Название научной темы кафедры:  «Вокально-хоровое искусство: история, теория, практика».

История музыкальной культуры Крыма еще не написана. Информация о фактах деятельности выдающихся крымских музыкантов все еще покоится на полках личных и, в значительно меньшей степени, государственных архивов.

Кафедре вокального искусства и дирижирования необходимо собрать и показать миру значение композиторов, дирижеров, вокальных и инструментальных исполнителей, родившихся или внесших существенный вклад в музыкальную культуру не только Крымского полуострова, но и всего мира.            

Цель развития: наращивание и эффективное использование научного потенциала кафедры в целях создания базиса для новых направлений подготовки специалистов по профильным направлениям.

Основные направления совершенствования научно- исследовательской деятельности:

- приведение научно-исследовательской (методической) работы в соответствие с профилем деятельности кафедры и приоритетными направлениями деятельности ФГОС РФ.

-  открытие вузовского совета по защите диссертаций для подготовки высококвалифицированных специалистов через систему послевузовского образования (аспирантура);

-  развитие НИРС, создание условий для реализации научного потенциала студентов, отбор наиболее талантливых студентов к преподавательской и научной деятельности.

Цель многоэтапной и разноплановой исследовательской работы кафедры:

- исследование хоровой культуры Крыма;

- глубокое исследование крымскотатарской музыкальной культуры;

- систематизация материалов творческого наследия композиторов.

- востребовать списки произведений у современных  композиторов Крыма для создания энциклопедии и, возможно, для последующего  их издания.

Международная деятельность кафедры, налаживание научных контактов с зарубежными ВУЗами – одно из важнейших, перспективных направлений развития кафедры. Для развития международного сотрудничества планируется активизировать работу по участию в международных конференциях, конгрессах, публикации в иностранных журналах, а так же поддерживать активность сотрудников кафедры по участию в международных проектах и программах обучения за рубежом.

Контакты

  • ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
    г. Симферополь, пер.Учебный, 8  

  • 24-94-95
    Приемная комиссия: 249-444
    Обеденный перерыв: 13:00-14:00